Что общего между группой «Кино» и рейв вечеринками 90-х? Кто вдохновлял Сергея Соловьева при создании фильма «Асса»? И почему Гоша Рубчинский посвятил этому человеку свою коллекцию одежды.
Пророк и провокатор. Человек, с легкостью скрестивший подпольный художественный андеграунд и молодежную культуру 80х начала 90х. Главный питерский художник, с именем которого связан огромный пласт культуры и современного искусства. Человек легенда, который вдохновлял и зажигал известнейшие творческие имена. Просто отец-основатель Новой Академии Изящных Искусств — Тимур Петрович Новиков.
Тимур Новиков родился в 1958, в Ленинграде. Рос без отца, мама воспитывала его одна. Жили в центре Ленинграда, на Литейном проспекте, в доме 60. Простое советское детство с занятиями в кружке рисования. Но однажды они с мамой уехали на Дальний Север на целых три года. Мама работала, а маленький Тимур, уже как творческая личность вдохновлялся пейзажами Новой Земли. То детское восприятие просторов Севера навсегда повлияло на его пространственное мышление в творчестве. Вернувшись с Новой Земли, Тимур поступил в клуб юных искусствоведов при Государственном Русском музее и навсегда определился со своим призванием. Он решил стать художником.
Тимуру Петровичу Новикову в 1980 году исполнилось 22 года и он только что вместе со своим другом и соратником Олегом Котельниковым в коммунальной квартире организовал и открыл первую в стране негосударственную галлерею. Назвали просто «Асса» и объединили всех друзей-художников, выставляющих работы в галерее в проект «Новые художники». Этот союз собрал всю творческую андеграундную молодежь Ленинграда. «Новые художники» организовывали выставки, устраивали показы артхаусного кино, концерты-квартирники рок-музыкантов и конечно вечеринки. Там же проходили первые показы альтернативной моды и репетиции «Нового театра», в качестве актеров в котором выступали музыканты группы «Кино», Наталья Пивоварова из «Колибри», тогда еще начинающая певица Жанна Агузарова и все стиляги и модники города Ленинграда и не только. Во время таких представлений зритель мог быть обсыпан мукой, облит кефиром или арестован КГБ, что и произошло как-то раз с одним американским дипломатом.
Легкий на подьем, всегда активный и общительный Тимур Новиков плотно дружил с Ленинградским рок клубом, культовым местом на Рубинштейна, 13. «Новые художники» оформляли концерты и пластинки группы «Кино». Организовывали свои неформальные выставки в стенах рок-клуба. В СССР 80х, лениградский рок клуб как магнит притягивал необычно одетую неформальную молодежь: первых панков, рокеров, «металлистов», с ультракороткими разноцветными прическами. На концерты туда ломились толпы подростков, каждый концерт сопровождался арестами и проверками документов со стороны милиции. Когда питерский музыкант Сергей Курехин организовал свой ансамбль «Популярная механика», «Новые художники» влились в него как музыканты, шоумены, декораторы, и костюмеры.
Тот период жизни Тимура можно увидеть в сценах фильма режиссера Учителя «Рок» и в фильме Сергея Соловьева «Асса», который, в сущности, вдохновлен ленинградским союзом «Новых художников».
В конце 80х, Тимур Новиков начал активно продавать свои работы и выезжать с выставками в Европу и США. «Новые художники» стали востребованными, а их работы существенно выросли в цене. Поездки «за границу» вносили в союз «Новых художников» новые свежие и модные перемены. Тимур умел вдохновлять и его идеи всегда были актуальны: «Новые художники» занялись технодвижением, первыми ночными клубами в «сквотах»- заброшенных питерских квартирах, самовольно занятыми художниками под мастерские. Для выступлений привозили знакомых диджеев из Европы и Америки, что в постперестроечной России было просто революцией. Именно Тимур стоял у истоков клубной культуры Питера и Москвы, до тех пор пока это явление не стало массовым, и потеряло свое уникальность.
Как художника, Тимура Новикова всегда завораживало классическое искусство. В 1990-е годы он обратился к классике, вдохновив своих соратников на первую волну консерватизма и создание «Новой Академии Изящных искусств», кардинально изменив не только стиль искусства, но и образ жизни. Бывшие рокеры и рейверы состоявшие в группе «Новые художники» стали завсегдатаями Мариинского театра, Эрмитажа и Русского музея. В 1997 году после поездки в Нью-Йорк, где была организована его персональная выставка в мировом финансовом центре, Тимур Новиков тяжело заболел и ослеп. Но по прежнему оставался эпицентром культурной жизни Санкт-Петербурга. Он изменился внешне, но по прежнему оставался идейным вдохновителем и куратором «Новой Академии Изящных Искусств». С тростью, с лорнетом и во фраке, на вернисажах, где классическая музыка сменила техно, Тимур Новиков оставался главным идейным персонажем. С его легкой подачи стали модными поэтические вечера под аккомпанемент скрипки и фортепиано, выставки во дворцах и парках Санкт-Петербурга. С его помощью «Новая Академия» создала учебные классы при Государственном Русском музее в Михайловском замке. В 2002, незадолго до своей кончины, Тимур открыл Музей современного искусства в Санкт-Петербурге, на Пушкинской, 10, совместно с Музеем нонконформистского искусства и Институтом истории современного искусства. Сейчас спустя 16 лет, после его ухода, его работы и его жизнь вдохновляют по прежнему. Его умение красиво и точно соединить несоединимое, его поразительное чутье времени и тенденций, владение культурной ситуацией вдохновляет многих дизайнеров в творчестве. В 2016 году Гоша Рубчинский выпустил ставшую уже культовой коллекцию с принтами художника, посвятив ее Легенде по имени Тимур Новиков.
Что почитать: «Рейволюция. Роман в стиле техно» И. Стогов
Что посмотреть: фильм «Асса» С.Соловьев, фильм «Рок» А. Учитель, фильм «Тимур Новиков. Ноль объект» А.Шейн
Куда съездить: Санкт-Петербург, Пушкинская, 10 АРТЦЕНТР